В современном мире ни у кого не вызывает удивления нанесенный на упаковку графический знак в виде вертикальных темных полос разной ширины и светлых пробелов между ними – это штрихкод. Свое начало штриховая система кодирования берет с середины 20 века. Штрих - коды есть на всем, от продуктов питания до медицинских браслетов. Они произвели революцию в бизнесе с момента изобретения в 1949 году. Но тем не менее технологии кодирования недостаточно используются сообществами бизнеса.
Ежегодно в поисковые системы Google и Яндекс вводится более 20 миллионов запросов, связанных со штрихкодом. Это говорит о том, что в этой огромной цифре есть немалая доля компаний, которые хотят начать использовать штрих кодирование продукции. Опытные бизнес специалисты считают, что цифровое кодирование выступает эффективным инструментом для развития бизнеса.
Что же из себя представляет штрихкод? Штрихкод – это электронночитаемая форма информации, нанесенная графическим способом на единицу упаковки товара. Кодирование производится путем изменения ширины штрихов, пробелов и их взаимного расположения. Таким образом удается закодировать цифры. Буквенные знаки линейно-штриховым методом не кодируются. При попадании световых лучей на код, сканером фиксируется количество отраженного света. Выстраивается изображение, которое в электронно-вычислительной машине преобразуется в числовой код. Полученный методом сканирования код, сопоставляется в базе данных компьютера с другими кодами. Так определяется, какой информации полученный код соответствует. В магазинах, например, эта информация могла бы сообщить о весе товара, производителе, стоимости; в грузоперевозках- об адресе отправителя и грузополучателя, номере партии. Штрих- код выступает ключом к базам данных. Единственную информацию, которую несет линейный код- определенная последовательность чисел, а реже и символов. Служит для связи с компьютерной базой данных, быстрой идентификации и извлечения заложенной информации о товаре.
Для создания штрихкода изобретено много программных инструментов – символик. Они отличаются друг от друга комбинациями ширины и высоты штриха и пробела. Единообразия и универсальности в кодировке продукции не существует. Преимущества одного языка кодирования над другим зависят от разных случаев применения. Самые популярные международные форматы это EAN и UPC. Штрихкоды линейно-горизонтального расположения способны нести ограниченный объем информации в виде комбинации цифр, иногда символов.
Вот наиболее значимые преимущества, которые дает штрих кодирование товаров:
Штриховые и иные графическо- цифровые коды на упаковке не являются обязательными в Российской Федерации, за исключением продукции, входящей в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В обязательном порядке в 2020 году маркировка предусмотрена на:
Табачные изделия. Маркировке в 2020 году подлежат сигареты и папиросы. Они маркируются с середины прошлого года. С 1 июля 2020 года оборот табачных изделий без маркировки считается незаконным, независимо от того это новая продукция или складские остатки прошлых периодов.
Одежду из натурального меха, и аксессуаров. Обозначенная товарная группа маркируется полностью. Это значит, что запрещено производить, ввозить, поставлять, принимать и продавать изделия из этой группы вне системы маркировки. Любой экземпляр без уникального кода в ИС считается контрафактом.
Медицинские препараты. Снабжение продукции индивидуальными кодами намечалось на начало 2020 года, но было отложено до 1 июля. Рынок, по мнению экспертов, оказался не готов введению обязательной маркировке. Лишь треть участников оборота к 01.01.2020 смогли приобрести необходимое оборудование.
Обувь и обувные товары. Эта группа маркируется в порядке эксперимента уже год. В 2020 году данная товарная группа подлежит обязательной маркировке. С 1.07.2020 запрещена реализация немаркированной обувной продукции как в розничном, так и в оптовом звене товарного оборота.
Автомобильные шины. До 01.03.2021 года все участники рынка должны нанести маркировку.
Товары легкой промышленности. Тут продажи немаркированных товаров запрещаются с 01.01.2021 года.
Фотоаппараты и лампы-вспышки. Реализация немаркированной продукции запрещается с 01.10.2020 года. До 01.12.2020 года все существующие остатки должны быть промаркированы, иначе продукция будет признана контрафактной.
Туалетная вода и духи. Данный товар следует обязательно маркировать с 01.10.2020. Реализация остатков без обязательной маркировки разрешена до 30 сентября 2021 года.
По заявлению бывшего премьер-министра Д.А. Медведева до 2024 года обязательная маркировка должна охватить все товарные группы. Товары, подлежащие обязательной маркировке, кодируются с применением двухмерной символики Data Matrix ECC 200
В данный момент кодирование продукции применяется больше для оптимизации бизнес- процессов. Но о внедрении технологии кодирования стоит задуматься владельцам компаний если:
Какой тип штрих-кода понадобится
По всему миру используется не один десяток типов штрих-кодов, служащих различным целям и задачам. Некоторые символики более узнаваемы, более привычны, чем другие. Какой тип кода нужен, зависит от того, какую информацию нужно кодировать и на каком товаре будет размещаться, а также от специфики организации.
Штрих-коды в мировой розничной торговли
Если товары продаются в крупных магазинах или планируется сотрудничество с такими сетями как Ашан, Икея, МЕТРО, Магнит и подобными, то понадобится один из двух элементов: штрих-коды UPC или штрих-коды EAN. Это две основные символики штрих-кодов, используемых во всем мире для товаров в розничных точках продаж.
Штрих-коды UPC (универсальные коды продуктов) используются в таких странах, как США, Канада, Великобритания и Австралия. Варианты UPC-A и UPC-E используются в большинстве распространенных розничных товаров в этих странах. UPC-A - это стандартная версия, содержащая 12 номеров. Штрих-коды UPC-E представляют собой сокращенные версии для небольших продуктов и содержат только 6 цифр.
Штрих-коды EAN (ранее европейские номера товаров, теперь международные номера товаров) используются в большинстве стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Принято использовать штрих-код EAN-13 (состоящий из 13 цифр) или штрих-код EAN-8 -сжатая версия, содержащая только 8 цифр. EAN-8 наносится на товары малых размеров.
QR-коды (Quick Response) и Data Matrix ECC 200. Отличаются от других штрих-кодов, включенных в этот список, тем, что они двумерны. В то время как штрих-коды, обсуждаемые до этого момента, были только горизонтальными по своей природе, QR-коды и Data Matrix представляют собой квадраты - данные хранятся как по горизонтали, так и по вертикали. Это означает, что графические изображения могут хранить значительно больше информации. Еще одно отличие 2D-кодов от традиционных штрих-кодов заключается в использовании их в качестве инструмента, ориентированного на клиента. Ведущие мировые бренды используют двухмерные коды как еще один способ сообщить клиентам информацию. В 2D-изображение может быть зашифрован уникальный контент, такой как контактная информация, текст и веб-адреса и даже изображения.
Для получения кодов на продукцию во Всероссийском центре разработки нормативной документации «Атлант» необходимо выполнить несколько простых шагов:
В дальнейшем экспертами организации «Атлант» будут проведены все необходимые действия, в результате которых клиент получает готовые штрих-коды.
Для интеграции кодирования в процесс понадобится следующее оборудование:
Информация о штрих-кодах регистрируется в электронной базе данных EAN. Разработанные коды соответствуют ГОСТ ISO/IEC 15420-2010 и полностью готовы для маркировки продукции, подходят для работы со всеми торговыми сетями и площадками, включая электронные, считываются любыми сканерами, запрограммированными на работу с EAN-13.