Для приведения в соответствие норм и требований предъявляемых к топливу стандартов качества в начале 2008 года был разработан и принят технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в котором были указаны критерии подтверждения соответствия производимого топлива и указаны сроки перехода к новому регламенту. В данный закон были внесены многочисленные поправки. В первую очередь это затронуло изменение сроков введения евростандартов, так как преждевременный переход с начала 2010 года привел бы к многочисленным проблемам в связи неготовностью нефтеперерабатывающих заводов из-за несоответствия оборудования новым стандартам.
Технический регламент затрагивает все виды топлива, производимые на предприятиях, кроме продукции, производимой по госзаказу. Это топливо будет производиться ещё 3 года, к нему будут применяться установленные ранее требования, касающиеся содержания октанового и цетанового чисел, а также массовой доли серы. Остальные параметры должны будут соответствовать требованиям регламента.
Требования безопасности, которые предъявляются ко всем видам топлива:
При поставке оптовой партии топлива нужно заполнить и предоставить паспорт с указанием следующих данных:
Паспорт качества должен быть подписан руководителем предприятия, лицом, его замещающим, либо уполномоченным и заверен печатью.
Покупатель топлива по закону имеет права требовать паспорт качества. Допускается предоставление иного документа, содержащего следующие сведения:
С полным списком нормативно-правовых актов можно ознакомиться в письме Ростехрегулирования от 24.04.2009 № СП-101-32/2436.
Процедуры оценки соответствия топлива установленным стандартам.
Соответствие топлива установленных стандартов определяется следующими способами:
Топливо, поставляемое в Россию должно проходить процедуру в обязательном порядке по заявлению продавца. При этом продавец исполняет роль иностранного производителя в части обеспечения соответствия топлива требованиям технического регламента и несёт за это ответственность. Инициировать начало подтверждения процедуры должен изготовитель или продавец.
Регламент предлагает две формы установления соответствия:
Выбор зависит от способа изготовления топлива.
Для декларирования предоставляют сведения о проведенных испытаниях образцов автомобильного бензина и дизельного топлива, которые были произведены путём обработки и переработки углеводородсодержащего сырья в независимой испытательной лаборатории, которая обязана иметь аккредитацию и соответствующие сертификаты.
Для того чтобы задекларировать продукцию, требуется:
Форма декларирования применяется и для установления соответствия качества топочного мазута и судового топлива. Заявитель, оперируя технической документацией, заключением лаборатории, собственными исследованиями и испытаниями, сертификатом соответствия, сам осуществляет декларирование.
Срок действия декларации: три года. Один месяц с момента выдачи действителен документ, содержащий результаты проведенных в лаборатории испытаний образца топлива.
В случае изменения организационно-правовой формы предприятия или внесения поправок в документацию сопроводительного характера процедура подтверждения соответствия должна быть пройдена заново.
Если топливо содержит присадки или произведено в следствии смешивания нефтепродуктов, то оно подлежит обязательной сертификации. При декларировании такого топлива требуется предоставить результаты исследования независимой лаборатории и сведения, полученные в инспекции контроля сертифицированной продукции.
Для прохождения процедуры обязательной сертификации требуется:
При положительном решении будет выдан сертификат соответствия сроком на три года. Надзорный орган сертификации в течении этого времени может приходить с инспекцией и, в соответствии с законом, предпринимать необходимые меры. При выявлении несоответствия требованиям регламента и неверного применения знака обращения деятельность может быть приостановлена до устранения несоответствий.
Каждая марка топлива должна проходить отдельную сертификацию. Порядок действия при этом сохраняется, как в целом так и для отдельной партии.
При производстве топлива для реактивных двигателей и авиационного топлива есть несколько способов сертификации:
Декларация и сертификат о соответствии действительны в течение трёх лет.
Если не хватает сведений о топливе, информация не точная, нуждается в проверке или подтверждении достоверности, требуется пройти процедуру идентификации.
Следует обратиться в одно из ведомств, которые проводят данную процедуру, предоставив техническую документацию.
Такими органами выступают:
Идентификация включает в себя:
При идентификации делается описание топлива на основании нормативно- правовых актов, где присутствует перечень характеристик для описания:
Это отражено в «Перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», составленному в соответствии с распоряжением Правительства № 1191-р от 19 августа 2009 года.
Итогом идентификации становится заключение, форма которого определяется непосредственно органом сертификации.
За соблюдением технического регламента следят следующие органы надзорной власти:
Надзорные учреждения осуществляют свою деятельность в рамках Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Принятый технический регламент допускает выпускать топливо по ранее установленным стандартам, но определяет сроки для каждого отдельного вида продукции:
Для бензина автомобильного назначения выделены следующие сроки:
2 класс – до 31 декабря 2010 г.;
3 класс – до 31 декабря 2011 г.;
4 класс – до 31 декабря 2014 г.;
5 класс – в течение неограниченного срока.
Для дизельного топлива:
класс 2 и класс 3 – до 31 декабря 2011 г.;
класс 4 – до 31 декабря 2014 г.;
класс 5 – в течение неограниченного срока.
Для судового топлива с показателем массовой доли серы:
Для топлива, которое было произведено до 31 декабря 2008 года включительно, установлен срок выпуска и реализации в течение пяти лет с момента вступления в силу нового технического регламента. Топливу, имеющему сертификат соответствия, отвечающему по требованиям и нормам предыдущему техническому регламенту, заново сертификацию проходить не нужно: такой документ действителен до окончания его срока действия.
Стоит отметить, что в рамках действующего законодательства Российской Федерации признанные судом виновными в нарушении регламента лица привлекаются к соответствующей ответственности.