Для приведения в соответствие норм и требований предъявляемых к топливу стандартов качества в начале 2008 года был разработан и принят технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в котором были указаны критерии подтверждения соответствия производимого топлива и указаны сроки перехода к новому регламенту. В данный закон были внесены многочисленные поправки. В первую очередь это затронуло изменение сроков введения евростандартов, так как преждевременный переход с начала 2010 года привел бы к многочисленным проблемам в связи неготовностью нефтеперерабатывающих заводов из-за несоответствия оборудования новым стандартам.

Технический регламент затрагивает все виды топлива, производимые на предприятиях, кроме продукции, производимой по госзаказу. Это топливо будет производиться ещё 3 года, к нему будут применяться установленные ранее требования, касающиеся содержания октанового и цетанового чисел, а также массовой доли серы. Остальные параметры должны будут соответствовать требованиям регламента.

Требования безопасности, которые предъявляются ко всем видам топлива:

  • в арктическом климате температура начала кристаллизации в реактивных двигателях должна быть не выше -60 градусов по Цельсию;
  • разрешается для реактивных двигателей расход топлива при температуре вспышки в закрытом тигле не ниже 38 градусов по Цельсию;
  • запрещаются присадки, содержащие металл;
  • разрешаются присадки и поверхностно-активные химические вещества, не снижающие свойств топлива;
  • не допускается содержание летучих тиолов и сероводорода в топочном мазуте;
  • разрешается в авиационном бензине содержание ТЭС;
  • допускается содержание красителей, исключением является голубой и зеленый цвет и вещества – метки. В авиационном топливе с параметрами октанового числа не менее 99,5 и сортностью не ниже 130 допускается краситель голубого цвета;
  • продавец обязан в паспорте качества, сопроводительных документах на топливо и при его рекламе указывать какой вид топлива к какому экологическому классу техники подходит;
  • обязательное указание на отсутствие или присутствие присадок в дизельном или автомобильном топливе. При наличии указывают: название, свойства соотношение к объему в процентах;
  • запрещается использовать авиационный бензин в сфере, не связанной с авиационной деятельностью и летательными аппаратами.

При поставке оптовой партии топлива нужно заполнить и предоставить паспорт с указанием следующих данных:

  • название и марка;
  • данные изготовителя или продавца;
  • реквизиты;
  • показатели, предусмотренные установленным регламентом, и их фактическое значение;
  • сведение отбора проб;
  • дату изготовления;
  • дата, когда был проведен анализ;
  • информация по содержанию или отсутствию присадок;

Паспорт качества должен быть подписан руководителем предприятия, лицом, его замещающим, либо уполномоченным и заверен печатью.

Покупатель топлива по закону имеет права требовать паспорт качества. Допускается предоставление иного документа, содержащего следующие сведения:

  • название топлива и назначение;
  • ссылку на нормативно-правовые акты, подтверждающие соответствие требованиям;
  • данные о производителе;
  • номер партии;
  • массу нетто, если продукция содержится в таре;
  • информацию о содержании присадок;
  • знаки, указывающие на класс опасности;
  • данные о сертификате и декларации соответствия;
  • данные о хранении, перевозке, реализации, использовании и утилизации.

С полным списком нормативно-правовых актов можно ознакомиться в письме Ростехрегулирования от 24.04.2009 № СП-101-32/2436.

Процедуры оценки соответствия топлива установленным стандартам.

Соответствие топлива установленных стандартов определяется следующими способами:

  • для топлива, готовящегося к выпуску на территории РФ, обязательно подтверждается соответствие;
  • государственный контроль за следованием технического регламента уже выпущенного топлива.

Топливо, поставляемое в Россию должно проходить процедуру в обязательном порядке по заявлению продавца. При этом продавец исполняет роль иностранного производителя в части обеспечения соответствия топлива требованиям технического регламента и несёт за это ответственность.  Инициировать начало подтверждения процедуры должен изготовитель или продавец.

Регламент предлагает две формы установления соответствия:

  • декларирование;
  • обязательную сертификацию.

Выбор зависит от способа изготовления топлива.

Для декларирования предоставляют сведения о проведенных испытаниях образцов автомобильного бензина и дизельного топлива, которые были произведены путём обработки и переработки углеводородсодержащего сырья в независимой испытательной лаборатории, которая обязана иметь аккредитацию и соответствующие сертификаты.

Для того чтобы задекларировать продукцию, требуется:

  • подготовить документацию технического характера:
  • паспорт качества;
  • сведения об аккредитации лаборатории, проводившей испытания;
  • акт выборки и отбора проб.
  • передать образец топлива в лабораторию для проведения испытаний;
  • принять декларацию о соответствии топлива стандартам технического регламента.

Форма декларирования применяется и для установления соответствия качества топочного мазута и судового топлива. Заявитель, оперируя технической документацией, заключением лаборатории, собственными исследованиями и испытаниями, сертификатом соответствия, сам осуществляет декларирование. 

Срок действия декларации: три года. Один месяц с момента выдачи действителен документ, содержащий результаты проведенных в лаборатории испытаний образца топлива.

В случае изменения организационно-правовой формы предприятия или внесения поправок в документацию сопроводительного характера процедура подтверждения соответствия должна быть пройдена заново. 

Если топливо содержит присадки или произведено в следствии смешивания нефтепродуктов, то оно подлежит обязательной сертификации. При декларировании такого топлива требуется предоставить результаты исследования независимой лаборатории и сведения, полученные в инспекции контроля сертифицированной продукции.

Для прохождения процедуры обязательной сертификации требуется:

  • отобрать образцы для процесса идентификации топлива;
  • провести испытание образца в независимой испытательной лаборатории, прошедшей аккредитацию;
  • получить в письменном виде решение о выдаче или об отказе в получении сертификата на основании проведенных испытании в лаборатории.

При положительном решении будет выдан сертификат соответствия сроком на три года. Надзорный орган сертификации в течении этого времени может приходить с инспекцией и, в соответствии с законом, предпринимать необходимые меры. При выявлении несоответствия требованиям регламента и неверного применения знака обращения деятельность может быть приостановлена до устранения несоответствий.

Каждая марка топлива должна проходить отдельную сертификацию. Порядок действия при этом сохраняется, как в целом так и для отдельной партии.

При производстве топлива для реактивных двигателей и авиационного топлива есть несколько способов сертификации:

  • осуществление испытаний на образце топлива;
  • инспекционный контроль за уже сертифицированным топливом;
  • сертификация отдельной партии топлива.

Декларация и сертификат о соответствии действительны в течение трёх лет.

«Идентификация» топлива.

Если не хватает сведений о топливе, информация не точная, нуждается в проверке или подтверждении достоверности, требуется пройти процедуру идентификации.

Следует обратиться в одно из ведомств, которые проводят данную процедуру, предоставив техническую документацию.

 Такими органами выступают:

  • ведомства федерального и исполнительного уровня;
  • осуществляющие сертификацию органы;
  • прочие организации имеющие полномочия на основании закона.

Идентификация включает в себя:

  • проверка предоставленной технической документации;
  • осмотр топлива;
  • забор образца;
  • проведение испытаний;

При идентификации делается описание топлива на основании нормативно- правовых актов, где присутствует перечень характеристик для описания:

  • ярлыки;
  • бирки;
  • этикетки;
  • стандарты;
  • технические условия;
  • контракты;
  • спецификации и т.д.

Это отражено в «Перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», составленному в соответствии с распоряжением Правительства № 1191-р от 19 августа 2009 года.

Итогом идентификации становится заключение, форма которого определяется непосредственно органом сертификации.

За соблюдением технического регламента следят следующие органы надзорной власти:

  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Осуществляет контроль соответствия техническому регламенту топлива, исключая авиационный бензин и топливо для реактивных двигателей.
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Осуществляет контроль соответствия технического регламента в области производства топлива для реактивных двигателей и авиационного бензина.

Надзорные учреждения осуществляют свою деятельность в рамках Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Принятый технический регламент допускает выпускать топливо по ранее установленным стандартам, но определяет сроки для каждого отдельного вида продукции:

Для бензина автомобильного назначения выделены следующие сроки:

2 класс – до 31 декабря 2010 г.;

3 класс – до 31 декабря 2011 г.;

4 класс – до 31 декабря 2014 г.;

5 класс – в течение неограниченного срока.

Для дизельного топлива:

класс 2 и класс 3 – до 31 декабря 2011 г.;

класс 4 – до 31 декабря 2014 г.;

класс 5 – в течение неограниченного срока.

Для судового топлива с показателем массовой доли серы:

  • класс топлива с массовой долей серы не более 3,5 % – до 31 декабря 2010 г;
  • класс топлива с массовой долей серы не более 2 % – до 31 декабря 2012 г.;
  • класс топлива с массовой долей серы не более 1,5 % – с 1 января 2013 г.

Для топлива, которое было произведено до 31 декабря 2008 года включительно, установлен срок выпуска и реализации в течение пяти лет с момента вступления в силу нового технического регламента. Топливу, имеющему сертификат соответствия, отвечающему по требованиям и нормам предыдущему техническому регламенту, заново сертификацию проходить не нужно: такой документ действителен до окончания его срока действия. 

Стоит отметить, что в рамках действующего законодательства Российской Федерации признанные судом виновными в нарушении регламента лица привлекаются к соответствующей ответственности.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть